В возрасте пяти лет Тимоти впервые попробовал свои силы в кино – это была картина "Никогда не поздно" (Never Too Late), где в главной роли снялся его отец, известный актер Джим Хаттон. Впрочем, то была несерьезная попытка; только после того как он сыграл Дионисия в школьной постановке Еврипидова "Вакха", Тимоти всерьез задумался об актерской карьере.

Вместе с отцом он выступил на сцене одного из театров в Санта-Круз в пьесе "Харви" (роль шофера такси) и вскоре, в возрасте 16 лет, оставляет школу и переезжает к своему отцу в Калифорнию, чтобы полностью отдаться актерскому ремеслу.

Тимоти начинает привлекать к себе внимание работами в телефильмах, особенно в осыпанном наградами "Friendly Fire" (снятом по заказу телекомпании ABC в 1979 г.) в роли сына родителей, которых на экране изобразили актеры Нед Битти и Кэрол Бёрнетт.

В следующем году он получает интереснейшую роль Конрада Джаррета, юноши, выздоравливающего после неудачной попытки самоубийства, в режиссерском дебюте Роберта Редфорда "Обыкновенные люди" (1980). Его прочувствованная, полная нюансов игра принесла ему несколько наград, включая "Оскар" за лучшую роль второго плана. Дифирамбы Хаттону воспели и критики, на которых работа девятнадцатилетнего актера произвела чрезвычайное впечатление. Брюс Кук из "Американ Филм" писал, что работа Хаттона в "Обыкновенных людях" демонстрирует "такую прочувствованность и естественность, что это, казалось, шло не от игры, но из самой жизни". А один из авторов "Нью-Йорк Таймс" заявлял: "Иногда актерская игра, вроде работы Хаттона в "Обыкновенных людях", настолько хороша, настолько закончена, что кажется вне всякой критики".

"Обыкновенные люди" - это адаптация одноименного романа Джудит Гест, признанного лучшим в 1976 г. В фильме рассказывается история Джарретов, богатого семейства из пригорода Чикаго, которая начинается с того, как Конрад, герой Хаттона, выходит из психиатрической лечебницы, где он проходил курс лечения после попытки самоубийства. Убить себя он попытался после того, как его единственный старший брат по имени Бак утонул в результате несчастного случая, когда двое братьев плыли в лодке. Бет Джаррет, мать Конрада (актриса Мэри Тайлер Мур), - твердая и властная женщина, любившая своего старшего сына, не способна дать много любви младшему, выжившему сыну. Кэлвин, отец (Дональд Сазерленд), предпочитает вести себя в деланно веселой манере с Конрадом, хотя он расстроен и напуган напряженными отношениями между женой и сыном и тем, как медленно оправляется Конрад от депрессии. Он поощряет юношу посещать психиатра, но, в то время как Конрад работает с доктором Бергером (актер Джадд Хёрш), чтобы вернуться к нормальной жизни, семья Джарретов начинает разваливаться.

По мнению журналиста "Ньюсуик" Кролла, "Обыкновенные люди" обладают достоинствами, главным из которых является четверка сильных исполнителей основных ролей: Хаттон, Мур, Сазерленд и Хёрш. Другие рецензенты также были впечатлены актерским талантом, демонстрируемым в фильме, и многие благоприятно отзывались об игре Хаттона. Ричард Шикел написал в "Тайм", что Хаттон "управляется с плохим настроением, гневом и юношеской паникой так натурально, что любой родитель признает это". Дэвид Денби отмечал в "Нью-Йорк мэгэзин", что "Хаттон дергается и подскакивает с беспокойством, которое испытывает Конрад... Это – полностью прочувствованная игра, безусловно удачная".

Фильм "Обыкновенные люди" стал успешным как у критиков, так и у зрителей и, кроме того, заработал 4 статуэтки "Оскар", включая награду Хаттона, который был назван лучшим актером второго плана. Стать лауреатом Академии в таком юном возрасте было значительным достижением для Тимоти, особенно если учесть, что "Обыкновенные люди" были его первым художественным фильмом. "Может показаться, что Хаттон вышел из ниоткуда, чтобы сыграть Конрада, - комментировал Брюс Кук в 1981 году. – На самом же деле этот 20-летний актер тщательно и сознательно выстраивал свою карьеру на телевидении в течение последних нескольких лет. Некоторые заметили его впервые во "Friendly Fire", превосходном телевизионном фильме, где снялись Кэрол Бёрнетт и Нед Битти в роли пары родителей из Айовы, которые не позволяют замалчивать о смерти своего сына во Вьетнаме".

В получившей награду "Эмми" картине "Friendly Fire" Хаттон играет роль младшего выжившего сына, какую он сыграет снова в "Обыкновенных людях" на следующий год. Фэй Канин, сценарист и сопродюсер "Friendly Fire", пишет в "Америкэн Филм", что когда Хаттон впервые читал роль, "он делал это прекрасно. У Тима есть то, что я называю совершенным актерским слухом, инстинктивное ощущение точности, того, что есть правильно. Я была так взволнованна, когда увидела, как он подает себя в "Обыкновенных людях". На самом деле эти две роли имели много общего. Герой – молодой человек, раздираемый душевной болью. У Тима было нечто подобное в собственной жизни, и он знает, как использовать это".

Болью Тима, о которой говорила Канин, была потеря отца, актера Джима Хаттона, который умер от рака печени в 1979 году. Потеря была особенно болезненной для юного Хаттона, потому что только несколькими годами раньше он съехался со своим отцом и по-настоящему узнал его, - до этого Тим жил с матерью, с момента развода родителей в 1963 году. Так что юный Хаттон нечасто виделся с Хаттоном-старшим вплоть до 1975 года, когда он провел с отцом лето в Лос-Анджелесе.

В следующем году Джим пригласил сына переехать к нему, и Тим, стремясь узнать отца лучше, согласился с готовностью. В первый год своего пребывания в Лос-Анджелесе Хаттон-младший участвовал в школьной постановке музыкальной пьесы "Парни и куколки" и быстро пристрастился к лицедейству. Он сыграл роли во множестве телефильмов, включая такие, как "Пляж Зума" и "Baby Makes Six".

"Мой отец не подталкивал меня к карьере актера, - сказал Хаттон позже Куку. – В действительности он сказал мне в самом начале, что не собирается всюду таскать меня и представлять нужным людям". Старший Хаттон, который появился в таких фильмах, как "Walk, Don't Run" и "Where the Boys Are", наверняка запомнился зрителям как лучший исполнитель роли детектива Эллери Куина в популярном телесериале. Как говорит Тим, его отец любил свою профессию, и эта любовь передалась по наследству сыну. Отец и сын также разделили страсть к верховой езде, покеру, джазу и теннису. Но однажды после теннисного матча Джим Хаттон почувствовал себя плохо, обратился к доктору и узнал, что у него рак в последней стадии. Он позвонил сыну и сказал: "Мне осталось жить шесть месяцев".

"Самым большим шоком было то, что он умирал так быстро, - говорил позже Тим Роджеру Директору из "Роллинг Стоун". – Было трудно привыкнуть к факту, что моего нового друга, моего отца, нет больше рядом".

Премьеру "Friendly Fire" Тим и его отец смотрели уже в больничной палате. О реакции отца на игру сына в телевизионной драме Тим вспоминал в журнале "Пипл": "Он очень заволновался... Он сказал мне, что это хорошая работа".

Спустя несколько недель Джим Хаттон умер – меньше чем через два месяца после того, как узнал о своей болезни. "Я был в полном оцепенении, - рассказывал Тим "Пипл". – Я все время думал: но мы же только-только узнали друг друга!". Четыре месяца спустя Тим появился на съемочной площадке "Обыкновенных людей", чтобы начать работу над фильмом. "Думаю, это было к лучшему, что я работал, - рассуждал он в "Пипл". – Мне было просто необходимо соприкасаться с болью и печалью".

Многие кинозрители, посмотревшие "Обыкновенных людей", предполагали, что Хаттон воспроизводил свое чувство боли от потери отца, когда он играл Конрада. Но Хаттон упорно утверждает, что это неправильные ассоциации. "Я полагаю, что если бы в моей жизни не было этой потери, я все равно справился бы с ролью", - сказал он "Плэйбою". Он допускает существование параллелей между своей жизнью и Конрада: "Мы оба разделяли чувство потери, Конрад и я, - признается он в "Плэйбое". – Но когда Конрад начинал думать о смерти Бака, я не думал о смерти своего отца, чтобы пережить те же чувства, которые Конрад испытывал к своему брату".

За исключением чувства потери, которое он разделил с Конрадом, Хаттон чувствовал, что роль эмоционально беспокойного подростка была "вне моего опыта", как он сказал Куку. Так что он готовился к роли, посещая психиатрические лечебницы, включая больницу для душевнобольных подростков, чтобы наблюдать за пациентами. "Я не хотел, чтобы эти посещения выглядели бы как исследование подростков, - сказал он Куку. – Поэтому доктор, который привел меня туда, сказал им, что я был там в течение дня для того, чтобы увидеть, как я приспособлюсь – вроде попытки примериться".

Имея за плечами 20-летний трудовой стаж, Хаттон может похвастать немалым списком высококлассных работ, главным образом, в серьезных, требующих размышлений ролях, которые характеризуют его как прекрасного актера. Никогда не выбиравший очевидно коммерческие фильмы, Хаттон отверг роль Тома Круза в "Рискованном бизнесе" (1983) - чтобы сыграть жаждущего правосудия сына семейной пары шпионов, чьими прототипами были Джулиус и Этель Розенберг, в политическом триллере "Дэниел" Сидни Люмета.

Его часто определяют как "человека с совестью" и всегда как "человека с интеллектом" - скорее всего, именно эти качества помогли ему сделать выбор в пользу роли непослушного кадета военной академии в фильме "Taps" (1981), следующем после "Обыкновенных людей". После того как правление опекунов принимает решение закрыть школу и продать владение, а командира академии, генерала Харлана Бача (актер Джордж С. Скотт), забирает полиция, кадет майор Брайан Морленд (Хаттон) решает возглавить своих товарищей, чтобы бороться за сохранение школы. Используя оружие, которое Бач собрал за все годы своего руководства, кадеты берут контроль над академией и клянутся держать осаду, пока опекуны не передумают продавать ее.

Чтобы подготовиться к роли в "Taps", Хаттон тщательно исследовал жизнь военных. Он прочел "Билли Бада" Германа Мелвилла и биографии американских генералов Дугласа Макартура и Джорджа Пэттона. Но несмотря на усилия Хаттона, "Taps" был освистан критикой. В основном околокиношные журналисты укоряли фильм за явную неоднозначность - якобы создатели фильма не сумели ясно изложить свою точку зрения. По словам обозревателя "Таймс" Ричарда Шикеля, "в фильме не решен вопрос, приветствовать ли или хоронить военную традицию". Но несмотря на резкие слова в адрес кинопроизводителей, многие критики были довольны игрой Хаттона в "Taps". Среди них был и обозреватель "Пипл", который писал: "Хаттон привносит благородство раннего Генри Фонда в свою роль вожака кадетов".

Хотя критика и разгромила фильм в пух и прах, кассовые сборы его были необычайно высоки. Фактически он стал хитом Рождества 1981 года. Причиной его огромной популярности, как выяснили исследователи кинорынка, был Хаттон. "Мы обнаружили, что подростки от 15 до 21 года приходили в кинотеатр дважды и даже трижды только чтобы посмотреть на Тима", - сказал один исследователь журналу "Ньюсуик".

С "Оскаром" за пазухой и коммерческим успехом ленты "Taps" Хаттон стал очень популярным актером. Его следующей ролью был Дэниел, персонаж из одноименного фильма, снятого по роману 1979 года "Книга Даниэля" Е.Л. Доктороу. Автор сам написал сценарий к фильму, режиссером которого стал знаменитый Сидни Люмет. По своей сути это беллетризованная история Джулиуса и Этель Розенберг, печально известных американских коммунистов, которые были казнены в 1953 г. за шпионаж в пользу СССР. И в фильме, и в книге Розенберги фигурируют под именами Рошель и Пола Айзексонов; лейтмотивом в этой истории звучит тема, что за грехи родителей страдают их дети.

Центральный персонаж – это Дэниел, сын Айзексонов. Он предстает перед зрителем уже молодым мужчиной, аспирантом, который спустя 15 лет после смерти своих родителей начинает искать ответы на многочисленные вопросы о том, кем были его отец и мать, разыскивать тех, кто знал их, чтобы прийти к согласию с собственным прошлым.

Готовясь к роли, Хаттон посетил многочисленные синагоги; еще он глубоко изучал коммунистическую теорию и историю американского коммунизма. И хотя некоторые критики, писавшие о "Дэниеле", были поражены игрой Хаттона, большинство из них сосредоточилось на самом фильме непосредственно. Журналисты объявили картину "амбизиозной" и единодушно согласились, что роман Доктороу не годится для адаптации на экране. Время и в романе, и в фильме идет назад, от поздних 60-х (когда Дэниел аспирант) к 50-м (когда его родителей пытали в заключении, а затем осудили), а потом к 30-м годам (расцвет американского коммунизма). "Прыжки через десятилетия из настоящего в прошлое предполагают достаточно свободное временное пространство, - замечает Дэвид Стеррит в своем обзоре для "Крисчен Сайнс Монитор". – Имея такую структуру, фильм иногда кажется разорванным, неспособным передать атмосферу повествования ни в изолированных сценах, ни в загадке сломанной бензопилы, посредством которой они появились на свет".

Джон Колман был одним из многих критиков, которые согласились со Стерритом. В "Нью Стэйтсмен" Колман писал, что "роман Доктороу невероятно трудная для чтения книга, нахально жонглирующая словами, которую невозможно экранизировать". Но несмотря на нападки, некоторые обзоры "Дэниела" содержали слова похвалы Хаттону и его партнерам по фильму. Обозреватель "Ньюсуик" Дэвид Энсен был впечатлен "болезненной игрой" актеров, включая Хаттона, который, как критик чувствовал, "ощетинивался с силой раненого зверя". Что касается его персонажа, тут Колман объявил, что "каждое его появление отпечатывается в мозгу".

В 1984 году Хаттон появился в фильме "Iceman", рассказывающем о команде исследователей и ученых, которые обнаруживают человека, замерзшего живым сорок тысяч лет назад. Конфликт в фильме сосредотачивается вокруг спора между молодым антропологом (Хаттон) и другим ученым; эти двое не согласны в том, что следует делать с недавно размороженным человеком. Одни ученые хотят вскрыть человека, чтобы получить больше информации о том, как он сумел сохраниться нетленным столь долгое время. Персонаж Хаттона приводит доводы в пользу того, чтобы сохранить "Замороженного" (актер Джон Лоун) живым; он хочет обследовать его и надеется войти с ним в контакт. По словам обозревателя "Нью Йоркера" Полин Кол, ""Iceman" – очень необычный, восхитительный фильм". Исполнение Хаттона Кол комментирует так: "Он и Лоун дурачатся друг с другом, что и составляет здесь суть их актерской игры; возможно, это происходило из-за специфической черты характера Хаттона - мужчины-ребенка".

Следующим после "Замороженного" фильмом Хаттона был "Агенты Сокол и Снеговик", основанный на реальной истории двух молодых людей – Кристофера Бойса и Долтона Ли, которые в 1977 году были осуждены за продажу правительственных секретов Советам. Оба выходцы из богатых семей пригорода Лос-Анджелеса, друзья с детства, Бойс и Ли разделяли страсть к соколиной охоте. Во всем остальном они были совершенно несхожи. Бойс был политически подкованным идеалистом, некоторое время учившимся на священника, а Ли - наркодилером, который имел бессчетное количество столкновений с инспекцией по делам несовершеннолетних в подростковом возрасте.

Однако эти два столь разных человека объединились в середине 70-х гг., после того как Бойс (который в то время работал на оборонном заводе) узнал, что ЦРУ серьезно вмешивается в дела американских союзников. Глубоко возмущенный своими открытиями, Бойс – чья работа предоставляла ему доступ к совершенно секретной правительственной информации – решил заручиться помощью Ли при продаже некоторых из этих секретов Советам. Они работали по схеме Бойса в течение двух лет, прежде чем были арестованы. Бойс получил 40 лет тюремного заключения, а Ли был приговорен к пожизненному заключению.

В экранной версии истории Бойса и Ли Хаттон сыграл роль Кристофера Бойса, а Шон Пенн – Долтона Ли. И, как уже было у него принято, Хаттон исследовал свою роль вдоль и поперек, прочитав все, что он смог найти о Бойсе, даже прежде, чем кинопроизводители получили поддержку от студии для "Сокола и Снеговика". Как только проект был одобрен, Хаттон решил, что хочет встретиться с Бойсом. Он начал созваниваться с заключенным по телефону и в конечном счете завоевал доверие Бойса. Как утверждал Кристофер Коннели из "Роллинг Стоун", "Бойс дал Хаттону детальный анализ его умонастроений в разное время. Некоторые из специфических воспоминаний Бойса были включены в сценарий по предложению Хаттона". Хаттон признавался Стивену Ребелло в "Сэтэдей Ревью", что он был "одержим" своей ролью "Соколе и Снеговике", а еще позже он сказал Конноли, что "роль в значительной степени завладела моей жизнью на два или даже на три года".

"Сокол и Снеговик" встретились с довольно смешанной критикой. Винсент Кенби из "Нью Йорк Таймс" назвал его "очень любопытным и впечатляющим представлением, уничтожающей социальной сатирой". Дэвид Энсен из "Ньюсуик" писал: ""Сокол и Снеговик" немного прихрамывает... и нуждается в убедительной точке зрения. Тем не менее это очаровательный, довольно своеобразный "черный юмор", иллюстрирующий банальность современного зла".

За свои роли оба главных актера получили доброжелательные отзывы. Ричард Корлисс из "Тайм" похвалил игру Шона Пенна и добавил: "Хаттон просто прекрасен в роли, которая требует – и получает – мощный накал, тоску раздраженной души, святость, трансформирующуюся в гнев". Корлиссу вторит критик из "Пипл", заявляющий, что "двух других более прекрасных исполнителей сложно будет найти". Джанет Маслин из "Нью Йорк Таймс" назвала работу Хаттона "первоклассной" и далее отметила, что фильм переводит его из категории "многообещающего подростка к полноценной звезде". И Полин Кол из "Нью Йоркер" замечает, что Хаттон больше "не тот чувствительный подросток из "Обыкновенных людей"; он поднялся на новый уровень... Этот молодой актер готов покорить неизведанные царства".

В 1985 году Хаттон сделал отважную попытку выйти за пределы своего образа нежного и чувствительного подростка в ленте под названием "Turk 182!" Здесь Хаттон играет художника граффити, чей брат-пожарник получил инвалидность при исполнении служебных обязанностей, но не может оформить пенсию. Персонаж Хаттона мстит за несправедливость против брата - он развязывает настоящую граффити-войну. Картину ждал провал у критиков и в прокате, несмотря на то что Хаттон заслужил несколько слов похвалы от журналистов. Ирма Веласко писала в "Пипл", что "Хаттон со знанием дела изображает импульсивного мальчика-героя". А Джанет Маслин хотя и подвергла резкой критике "Turk 182!" в своем ревью в "Нью Йорк Таймс", тем не менее писала, что "Хаттон превратился в такого актера, на которого можно смотреть в каком угодно фильме – даже в таком, как "Turk 182!"".

После провала "Turk 182!" Хаттон решил несколько улучшить положение своих дел, для чего и сменил амплуа - сыграл несвойственную ему роль в романтической комедии-фантазии Алана Рудольфа "Made in Heaven" (1987). Затем он исполнил роль русского венценосного поклонника Настасьи Кински в "Torrents of Spring" (1990) и в том же году - нетерпеливого и ревностного помощника районного прокурора, увязшего в борьбе с коррупцией полицейского департамента в "Вопросах и ответах" (это было его второе сотрудничество с режиссером Сидни Люметом).

Начиная с 90-х гг. Хаттон принимает участие и в коммерческих проектах (как например "Французский поцелуй" с Мег Райан, 1995). В фильме "Темная половина", по адаптированному для экрана Джорджем А.Ромеро кровавому триллеру Стивена Кинга, он сыграл две роли - своеобразных доктора Джекила и мистера Хайда (причем скользкого Южного убийцу он изобразил со сверхъестественным смаком) - это открыло зрителям и критикам глаза на другую сторону актера.

Демонстрируя непринужденность и обаяние в "Красивых девушках" (1996), Хаттон блистал в роли мужчины, увлеченного не по годам умненькой девочкой-подростком (Натали Портман); их совместные сцены обеспечили фильму лучшие моменты. В его игре в равной степени смешались похоть, чувство ответственности и тоски, и проистекающей в результате уязвимости; мудрость же позволила ему уйти с достоинством, чем-то, что он ухитрялся делать на протяжении всей карьеры.

Затем Хаттон взялся за роль сына человека, выжившего в Холокосте в "Сущности огня" (1996). Ну а чуть позже он с явным удовольствием использовал возможность исследовать характер чудаковатого и обаятельного наркодилера Рэймонда Блоссома, который предлагает врачу, лишенному лицензии (Дэвид Духовны), мефистофельскую сделку, в боевике "Изображая бога" (1997). В то время как многие нашли его исполнение грубым и неуклюжим, другие считали, что роль получилась развеселая.

Голубой экран тем временем предлагал актеру другие возможности, например, такие телефильмы, как "Mr. and Mrs. Loving" (1996), где Тим сыграл мужскую половину межрасовой пары, борющейся с расистскими законами штата Вирджинии 60-х гг., или "Aldrich Ames: Traitor Within", историю агента ЦРУ, продающего секреты русским шпионам (1998).

Свой первый режиссерский опыт Хаттон получил еще в 1984 году, сделав музыкальное видео на песню "Drive" группы "The Cars". Позже он снял эпизод "Призрак дедушки" для серии "Удивительных историй" Стивена Спилберга (телекомпания NBC, 1986). Для своего режиссерского дебюта в игровом кино Хаттон вернулся к теме отчужденного подростка, которую сам так блестяще раскрыл в собственном актерском дебюте. "Подкоп в Китай", появившийся на нескольких кинофестивалях в 1996 году, но не попавший на широкий экран вплоть до 1998 года, рассказывает о рано повзрослевшей десятилетней девочке, живущей без отца с матерью-алкоголичкой и неродной сестрой. Мечтая о бегстве от своей унылой жизни в сельской местности Пенсильвании, она завязывает дружбу со взрослым умственно отсталым мужчиной, таким же одиноким, как она.

Вернувшись к актерской карьере, Хаттон сыграл второстепенную роль в криминальном триллере с Джоном Траволтой "Генеральская дочь" (1999).

Главным образом, Хаттон играл тяжеловесные роли в серьезных фильмах. Однажды его попросили рассмотреть предложение сняться в римейке пляжной комедии "Where the Boys Are" (где в оригинале его отец сыграл главную роль). "Это была очень забавная история; меня спросили, хотел бы я сыграть роль, которую играл мой отец, - объяснял Хаттон Коннели. – И все, о чем я подумал, было: "Когда этот фильм закончится, и я оглянусь назад, о чем я буду думать? Какую подготовку, если таковая вообще имеется, мне придется пройти?" И все, что я мог придумать, было: "Ну, я получу довольно приличный загар". Это не внушило мне желания взяться за роль". Хаттон признает, что он достиг успеха в необычайно раннем возрасте. Но он говорит, что старается не беспокоиться о том, продлится ли его успех. "Я не знаю, буду ли я всегда востребован, - сказал он "Плэйбою". – Я не знаю, будут ли мне всегда предлагать роли. Но я знаю именно сейчас, что я был причастен чему-то".


Подготовлено с использованием информации сайта http://www.geocities.com/Hollywood/Academy/7312/


Хостинг от uCoz